Проводимая с 2011 года в Англии политика снижения уровня потребления соли из-за своей недоработанности привела к тысячам случаев заболеваний сердца, инсульта и рака, говорят исследователи.
По словам представителей Имперского колледжа Лондона, в одной только Англии можно было бы избежать почти 10 000 случаев заболеваний сердца и инсульта, а также 1 500 случаев рака, если бы правительство не заключило бы с производителями пищевой отрасли добровольное соглашение о сокращении потребления соли.
Соглашение об ответственности было введено в 2011 году Эндрю Лэнсли, тогдашним министром здравоохранения. В его рамках производителям продуктов питания и напитков, а также предприятиям общественного питания рекомендовалось сократить содержание соли, а также сахара в своих продуктах, чтобы сделать их более полезными.
До этого времени Агентство по стандартизации пищевых продуктов (FSA) настойчиво подталкивало компании к достижению конкретных целей по сокращению потребления соли. В статье, опубликованной в «Journal of Epidemiology & Community Health», говорится, что в соответствии с отчетами FSA с 2003 по 2010 гг. ежедневный уровень потребления соли каждый год снижался на 0,2 г для мужчин и на 0,12 г для женщин — в среднем с 10,5 г для мужчин и 8 г для женщин на день в Англии.
Но в период с 2011 по 2014 год ежегодное сокращение ежедневного потребления соли снизилось до 0,11 г для мужчин и до 0,07 г для женщин.
По оценкам исследователей из Имперского колледжа Лондона, такое замедление стало причиной развития примерно 9 900 дополнительных случаев заболеваний сердца и инсульта, а также 710 связанных с ними смертей в период между 2011 и 2018 годами. Это также могло быть причиной 1500 дополнительных случаев рака желудка с 610 летальными исходами.
По словам ученых, если ситуация в ближайшие годы не стабилизируется, то к 2025 году будет зафиксировано уже примерно 26 000 дополнительных случаев заболеваний сердца или инсульта и 3 800 дополнительных случаев рака желудка, что больше всего затронет наименее обеспеченных людей в обществе. Связанный с этим ущерб экономике составит в общей сложности более 1 млрд фунтов стерлингов.
Энтони Лаверти, сотрудник отдела оценки политики общественного здравоохранения Имперского колледжа, сказал, что их исследование вписывается в рамки ведущейся дискуссии о том, может ли пищевая отрасль сама по себе сделать свои продукты более здоровыми. «Я бы сказал, что это сомнительно. Если у производителей нет стимула, зачем им изменять что-либо в своей деятельности? », — сказал он. — «По моему мнению, главная проблема как в соляном вопросе, так и в других аспектах, связанных с питанием, заключается в том, что нам нужна независимая и надежная система, позволяющая аргументированно объяснить представителям пищепрома, что им необходимо достичь конкретных целей, и подкрепить это реальными стимулами».
Соглашение 2011 года, по его словам, было «еще одним доказательством того, что опора на добровольные, беспорядочные договоренности с промышленностью в действительности не способствуют улучшению общественного здоровья».
Грэхем МакГрегор, председатель агитационной группы Action on Salt и профессор в области сердечно-сосудистой медицины, сказал, что эта бумага показала, что добровольное соглашение об ответственности является катастрофой для общественного здравоохранения.
Он сказал: «Это замедлило сокращение потребления соли в Великобритании, что привело к тысячам случаев инсультов, сердечной недостаточности и сердечных приступов, особенно пострадали от этого обездоленные слои населения. А ведь многие из этих случаев можно было бы предотвратить»
По его мнению, данная ситуация подчеркивает острую необходимость в надежной системе последовательного сокращения потребления соли, которая окажет продолжительное положительное воздействие.
Теперь же дело за министром здравоохранения, всей системой общественного здравоохранения Англии и правительством, которые, по мнению экспертов, должны скоординировать усилия и разработать согласованную стратегию, в которой пищевая промышленность получает инструкции о том, что и как следует делать. В настоящее время ситуация в корне противоположное — пищевая промышленность диктует правительству, что делать, исходя из своих интересов.
Как отметил МакГрегор, сегодня в Великобритании нет активной стратегии по сокращению потребления соли, и это ужасно. Фактически, последний набор целевых показателей по сокращению потребления соли потерял актуальность еще в конце 2017 года. Теперь же необходимо вернуть стратегию сокращения потребления соли в правильное русло на благо общественного здравоохранения, снизить нагрузку на систему здравоохранения и экономику».
Авторы говорят, что их исследование имело некоторые ограничения. Речь идёт о наблюдательном моделировании, которое не смогло установить истинную причину возникновения проблемы. Кроме того, исследователи не собирали долгосрочные данные о потреблении соли у фокусной группы людей, что могло существенно повлиять на результаты.
Алан Хьюз, профессор физиологии и фармакологии сердечно-сосудистой системы в Калифорнийском университете, согласился, что, безусловно, присутствовали некоторые ограничения, но он также сказал, что исследование в целом было хорошего качества.
Он подчеркивает, что, несмотря на общепризнанные ограничения, это исследование ставит под сомнение эффективность пресловутого Соглашения с точки зрения эффективности снижения потребления соли.
«Полученные результаты должны способствовать более грамотном подходу к разработке будущих стратегий общественного здравоохранения и подчеркивают важность тщательной оценки любого вмешательства общественного здравоохранения» — подвёл итог Хьюз.