Европейский производитель йогуртов и сыров, по всей видимости, не собирается останавливать свою экспансию на североамериканских рынках после приобретения таких брендов, как Stonyfield и Siggi’s. В планах компании удвоить свои продажи в Северной Америке до 6 миллиардов долларов за счет слияний и поглощений, а также внутренних инноваций.
Для нынешнего владельца торговых марок Siggi’s и Stonyfield недавние приобретения этих брендов являются лишь прелюдией к дальнейшему росту в США. Об этом недавно заявил Терри Клемент, генеральный директор Lactalis North America.
До 2017 года Lactalis North America, подразделение французской молочной компании с 85-летней историей, присутствовало в Штатах минимально. В основном оно было представлено здесь популярной маркой Parmalat, под которой производится молоко длительного хранения, и сырами, в частности, торговой маркой President. Однако 3 года назад Lactalis приобрела у Danone бренд Stonyfield за 875 миллионов долларов, что позволило компании занять прочные позиции в секторе органических продуктов. За этим последовало ещё несколько приобретений. В 2018 году Lactalis купила компанию Siggi’s, нью-йоркского производителя исландских йогуртов, главная особенность которых – использование максимально простых и натуральных ингредиентов. А год назад в марочный портфель французской компании вошёл бренд Green Mountain Creamery, производитель органических йогуртов, расположенный в Вермонте.
«Мы являемся лидером в мире [в молочной промышленности], но не в США»,– сказал Клемент.– «Мы хотим объединить под крылом Lactalis North America как можно больше молочных компаний с максимально разнообразными ассортиментом. Без использования технологий слияния и поглощения нам вряд ли удастся предложить американскому рынку всю возможную линейку продуктов– в рамках одной компании это практически нереально. Однако нашей основной целью и миссией на текущем этапе является достижение лидирующих позиций на американском рынке молочных продуктов, поэтому мы будем продолжать расширять наш марочный портфель».
В настоящее время глобальные продажи продукции Lactalis составляют 20 миллиардов долларов в 85 странах, но на Северную Америку приходится всего около 3 миллиардов (ок. 15%) из этого капитала. И текущая задача команды Терри Клемента – удвоить продажи в североамериканском регионе за счет приобретений новых марок и модернизации уже существующих продуктов.
СЕО Lactalis North America также отметил, что расширение присутствия на американском рынке обеспечит своеобразный эффект масштабирования всех выполняемых операций. В результате возрастет эффективность деятельности, что сделает цены Lactalis более конкурентоспособными. Кроме того, более широкое предложение продуктов может повысить привлекательность компании для ритейлеров. А это повлечет за собой рост объема продаж и, как результат, рост доходности.
«Внутренний рост, безусловно, является для нас важной задачей. Нам еще многое предстоит привнести и сделать, и поэтому я твердо верю, что рост на внутреннем рынке– это большая возможность для развития»,– сказал Клемент.– «Но также возможен и внешний рост путем слияний и поглощений. Поэтому, если есть сегменты и компании, которые потенциально подходят нашему марочному портфелю, мы будем анализировать возможность слияния с ними».
Как следует из заявлений руководства, Lactalis планирует продолжить расширять свою деятельность в сегментах натуральных продуктов с высоким содержанием белка, изготавливаемых из простых ингредиентах и имеющих высокую питательную ценность. Это не только традиционные молочные продукты, но и находящиеся на волне популярности растительные аналоги.
Это подтверждает и Терри Клемент, который заявил, что Lactalis не исключает выпуска на рынок большего количества именно растительных продуктов. Такие альтернативы уже имеются в продуктовой линейке компании. В частности, недавно приобретенный бренд SIggi’s, получивший известность как производитель традиционного исландского йогурта Скир (Skyr), в декабре-2019 начал производить йогурт, сделанный из смеси кокосового молока, белка гороха и макадамии. Однако сложность в том, что как Lactalis, так и принадлежащие ей бренды стремятся к простоте состава. А многие из растительных альтернатив, представленных на рынке, в попытке имитировать вкус и свойства молока загружаются большим количеством жира и посторонних ингредиентов.
«Рынок изменчив, интересы потребителей часто меняются, и мы постоянно ищем новые варианты продуктов, которые будут отвечать и ожиданиям покупателей, и нашей корпоративной философии»,– сказал Клемент.– « Я не против растительного происхождения. Наличие таких продуктов в рационе уместно и даже, наверное, полезно– но это не исключительные по своим свойствам варианты. И я думаю, что молочным продуктам с точки зрения питательной ценности есть, что противопоставить таким вариантам, позиционируемым как заменители молока».
Несмотря на текущие проблемы, стоящие перед глобальной молочной промышленностью, которые только подчеркнули недавние банкротства Dean Foods и Borden Dairy, общее потребление молока и продуктов на его основе сегодня выше, чем когда-либо. Согласно данным Минсельхоза США, потребление молочных продуктов на душу населения увеличилось с 539 фунтов в 1975 году до 646 фунтов в 2018 году. Во многом такой прирост обусловлен растущей популярностью йогуртов, сливочного масла и сыра. В последние годы выросли даже такие специфические сегменты, как ароматизированные молочные напитки.
Динамика индустрии йогуртов показала, что в этой сфере большое значение имеет внедрение инноваций. По данным Nielsen, с ноября 2015 года продажи традиционных йогуртов упали почти на 384 млн долларов до 3 млрд долларов в год. Сектор греческого йогурта столкнулся с еще более резким сокращением – на 460 млн до почти 3,2 млрд долларов. Одновременно с этим стремительно растут объемы продаж т.н. исландских йогуртов, которые производит в том числе и Siggi’s,– за последние 4 года в этом сегменте совокупный годовой прирост составлял порядка 45%.
Терри Клемент полагает, что отрасли необходимо делать больше, чтобы адекватно отвечать на инфляцию, существенно влияющую на йогуртный сектор. Хотя затраты на рабочую силу и молоко возросли, цены на йогурты остались на прежнем уровне. Во многом это обусловлено активным стимулированием объемов продаж со стороны розничных ритейлеров. В результате это оказало серьезное маржинальное давление на молочные компании. Ощутила это на себе и Lactalis. «Все это разрушает ценность категории и создает компаниям-производителям проблемы»,– сказал он.
Клемент сказал, что Lactalis поднял цены на свои сыры и йогурты в 2019 году – и в этом году ожидается повторное поднятие. По его мнению компаниям молочной промышленности в целом необходимо будет проводить еще немало ценовых повышений, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Тенденция на повышение цен должна затронуть весь молочный сегмент, сказал он. «Нам нужно получить некоторую инфляцию в отрасли.Нам нужно немного повысить цены на товары и через это донести потребителю реалии, с которыми сталкивается сегодня молочная промышленность».