Доктор Майкл Брэдфилд, консультант по генетике животных, высказал своё мнение касаемо того, каким образом Южная Африка способна выйти на мировой рынок говяжьего мяса и составить конкуренцию более именитым производителям. Обо всем этом он рассказал в обширном интервью с Ллойдом Филипсом.
Обусловлено это тем, что в 2016 году ЮАР впервые вышла на мировой рынок в качестве экспортёра красного мяса. Примечательно, что касалось это в первую очередь рынков дешёвой говядины. За этот год суммарный мировой оборот красного мяса составил порядка 9,5 млн тонн, из которых около 20 процентов произвела всего одна страна — Бразилия, которая считается бессменным лидером в этой отрасли промышленности. Её показатель составил 1,85 млн тонн, в то время как ЮАР показала результат «всего» в 60 тыс. тонн. Это составило порядка 0,64% от общего количества, но для первого года выхода на мировые рынки такой показатель можно назвать действительно удачным. Единственный весомый недостаток — основная масса продукции была низшего качества и реализовывалась по бросовой цене.
По мнению Брэдфилда, такой подход в корне неправильный для страны, которая хочет громко заявить о себе на международном рынке. Главный акцент в своём утверждении доктор обратил на тот факт, что при недавней засухе экономика страны существенно пошатнулась исключительно по причине того, что низкая стоимость мяса не сумела перекрыть все финансовые потери. Если же экспортировать красное мясо по более высокой цене, то это позволит компенсировать инфляцию, скачки валют, амортизационные затраты и даже избыток мяса на внутреннем рынке, который способен создать некомфортные условия для развития отрасли.
В качестве примера можно взять Намибию, стоимость мяса в которой на 30% выше того показателя, который мог бы быть на внутреннем рынке. В Ботсване ситуация ещё интереснее — 80% прибыли отрасль получила от 20% экспортируемой говядины. В ЮАР в это же время стабильно растёт уровень достатка среднего класса, а спрос на красное мясо отличается неким застоем. Именно этот фактор эксперт считает самым важным свидетельством того, что следует активно развивать экспорт дорогого качественного мяса в другие страны.
В целом перспективы выглядят довольно радужными, ведь, по прогнозам экспертов, за ближайшие 30 лет население планеты превысит отметку в 10 млрд человек, из которых 70% будут проживать в городах. Именно этот слой населения будет потенциально покупать красное мясо, предпочитая его более доступным курятине и свинине. Тем не менее при существующей ценовой политике ЮАР не сможет конкурировать с такими гигантами, как Бразилия, выигрывающими за счёт высокой стоимости на качественный «элитарный» продукт.
Даже при нынешнем повышении стоимости говядины примерно на треть, необходимое количество проданного мяса для покупки одного мясного быка должно быть примерно в полтора раза выше аналогичных показателей США, Австралии и некоторых европейских стран. В качестве сравнения можно предоставить реальную стоимость мяса в разных странах — в Америке стоимость достигла 64,05 южноафриканских рэнд за килограмм, в Австралии держится на отметке 67,27 р/кг, а в Китае и вовсе достигла рекордных 82,5 р/кг. В это же время южноафриканские фермеры получают практически вдвое меньше — около 45,8 р/кг. Такое ценообразование, по словам Брэдфилда, стало своеобразной нормой для развивающихся стран вроде Эфиопии, Судана или Индии.
Есть ли выход из ситуации?
По мнению эксперта, в корне способны изменить текущую ситуацию следующие меры:
- Единый подход к производству. Если все крупные и средние производители сумеют прийти к единому стандарту качества и формирования экспортной стоимости, это позволит стране более существенно укрепиться на международном рынке. В единении сила, и по отдельности добиться аналогичного результата попросту не удастся.
- Взгляд в Китай. Именно Поднебесная и прочие растущие азиатские страны в последнее время формируют самодостаточный средний класс населения, который предпочитает красное мясо белковой свинине, курице или рыбе. Поскольку количество свободных денег неуклонно растёт, спрос на говядину также повысится, причём довольно ощутимо. Ежегодно в страну импортируется этого вида мяса на сумму около полутора миллиардов долларов, и цифра эта неуклонно возрастает из года в год. Именно такой рынок сбыта для ЮАР может стать настоящей находкой, которая позволит занять прочные позиции на международных торговых площадках.
- Охрана здоровья. Для обеспечения уверенного выхода на мировой рынок крайне важно обеспечить надлежащий уровень биологической безопасности крупного рогатого скота и отслеживания всех возникающих в регионе эпидемий. Даже при учёте того факта, что в этом плане ЮАР существенно превосходит большинство африканских стран, достичь ожидаемого уровня доверия со стороны потенциальных импортёров пока не удаётся. Во многом этому мешает отсутствие полноценной системы отслеживания происхождения красного мяса, которая уже достаточно активно развита в других африканских регионах.
- Сотрудничество с правительством. Только в случае всесторонней поддержки государства сегмент производства красного мяса сумеет активно развиться, адаптироваться под современные требования рынка и уверенно конкурировать на международной арене. Радует тот факт, что первые сдвиги в этом плане происходят прямо сейчас, позволяя спрогнозировать грядущие перспективы.
- Система сортировки мяса. Привычный устой торговцев «хочу качественное задёшево» в корне недопустим. Именно поэтому к традиционной классификации качества мяса необходимо прибавить некоторые параметры, соответствующие мировым стандартам. Конечный покупатель должен понимать, что «элитарное» красное мясо стоит гораздо дороже той же свинины или курятины. Именно сбалансированное соотношение цены и качества позволит повысить уровень стоимости говядины внутри страны и за её пределами.
- Культура потребления мяса. По мнению Брэдфилда, жителей страны нужно научить правильно определять качество мяса — это повысит его ценность в глазах каждого потенциального покупателя. Вкусовые характеристики, внешний вид и прочие эстетические моменты должны прививаться таким образом, чтобы научиться по достоинству оценивать действительно качественный дорогой продукт.
- Рост финансирования. Согласно государственным проектам в отрасль производства красного мяса планируется ежегодно вкладывать почти 500 миллионов долларов. Деньги эти будут получены из налогов, причём процентная ставка составит менее 0,6%, зато обеспечит развитие этого сегмента агропромышленного комплекса страны.
Кроме того, Брэдфилд утверждает, что государство должно вплотную заняться развитием мясной промышленности, поскольку перспективы у неё действительно большие. Для этого необходимо прорабатывать всю структуру сразу в нескольких направлениях:
- Грамотная маркетинговая политика государства и отдельных производителей;
- внедрение системы отслеживания происхождения красного мяса;
- использование инновационных продуктов и стабильный рост качества;
- финансовые вливания в сферу научных исследований.
Именно последний пункт, по мнению эксперта, играет ключевую роль, ведь лишь при грамотных финансовых затратах отрасль сумеет развиваться и уверенно конкурировать с более прогрессивными и развитыми производителями. Здесь важно участие государства, но основные усилия все же обязаны взять на себя отдельные производители, которые стремятся к мировым стандартам качества и ценообразования.