• ← Торговая площадка 💰
  • Мы в Telegram

Рыбаки и учёные против внесения некоторых видов рыбы в Красную книгу

Рыбная индустрия

Новый проект приказа, предполагающий отнесение калуги и амурского осетра к редким видам, вызвал немалый ажиотаж среди участников рыбного хозяйства. Рыбаки заявляют, что занесение амурского осетра и калуги в Красную книгу создаст для разводчиков этих видов рыбы огромные сложности, из-за чего Россия может лишиться статуса экспортёра чёрной икры.

Есть ли основания?

Рыбаки и даже учёные, изучающие популяцию осетровых и калуги, искренне недоумевают на каком основании приглашённые МПР эксперты предложили внести рассматриваемые объекты и некоторые другие виды промысловой рыбы в Красную книгу. Каких-либо исследований или серьёзных научных данных, свидетельствующих о такой необходимости нет.
Популяция осетровых

Дальневосточные учёные, напротив, сообщают пусть и не об очень больших, но стабильных запасах осетровых на Амуре. Исключаются даже какие-либо опасности, которые в среднесрочной перспективе могли бы привести к резкому снижению популяции. Так, прошлогодние изыскания показывают, что плотность молоди осетра в Нижнем Амуре на участке возросла более чем в пять раз по сравнению с показателями 5-7 летней давности. Кроме того, на исследуемом участке были обнаружены особи, запущенные несколько лет назад, что говорит об эффективности программы искусственного воспроизводства популяции.

Последние же исследования, проведённые летом текущего года, показывают, что популяция калуги в лимане насчитывает порядка 370 тысяч особей, а осетра – 160 тысяч. Стоит отметить, что при подсчёте исследователи не брали во внимание рыбу, которая летом находится в прибрежной зоне, и оставшуюся у истока реки. По предварительным данным, в этом году осетровые используют для нагула весь ареальный потенциал из-за чего концентрация рыбы в традиционных районах обитания снижается. Поэтому научные оценки в данный момент сильно преуменьшены.

Искусственное восстановление запаса не прекращается

Стабилизация запасов осетровых и даже некоторый рост обеспечивается стараниями властей России и КНР, которые почти 30 лет подряд вкладывают серьёзные средства в искусственное разведение рыбы. КНР ежегодно выпускает более 400 тысяч особей, а РФ – более 250 тысяч. При этом российские рыболовные предприятия выпускают более взрослых жизнестойких особей, поэтому вклад обеих стран в восстановление популяции можно считать равноценным.

Искусственное восстановление запаса

При внесении осетра и калуги в Красную книгу мероприятия по искусственному разведению будут значительно усложнены. В настоящее время даже сложно понять через какие бюрократические ограничения придётся пройти рыборазводным предприятиям, чтобы на законных основаниях продолжать свою деятельность.

Браконьеры будут рады

Не меньшие трудности возникнут и у добывающих предприятий. По факту им придётся прекратить свою деятельность или перепрофилироваться на другие виды рыбы. А вот побороть браконьерский промысел внесение осетровых в Красную книгу не поможет. Мониторинг официальных интернет-представительств правоохранительных органов показывает, что задержания браконьеров, занимающихся промыслом краснокнижных объектов, проходят регулярно.

Минприроды в лучшем случае хватает ресурсов для поддержания порядка на особо охраняемых природных территориях, в то время как за их пределами редкие виды, по сути, остаются беззащитными. Поэтому гораздо практичней было бы сосредоточиться на охране действительно редких видов, а не беспричинно взваливать на себя обязанности по охране многочисленных осетровых и калуги.

Вылов редких видов рыб

Кстати, отнесение отдельных видов рыбы к редким автоматически снимает обязанности с учёных исследовать их запасы (т.е. никто в точно не будет знать размеры популяции осетровых), а с сотрудников контролирующих служб – ответственность за пресечение незаконного вылова. При всём желании инспекторы не смогут пресечь добычу объектов, которые не подпадают под правила рыболовства. Сложившаяся система контроля, которая хоть и не всегда эффективно, но всё же действовала в рыболовных регионах, будет полностью утрачена. В лучшем случае на замену ей придут сводные оперативные группы, которые не могут действовать на постоянной основе.

Отраслевая наука также окажется на грани исчезновения. Весь научный опыт по изучению популяции осетровых и построению прогнозов её развития, который десятилетиями накапливался российскими институтами, станет никому не нужен. С учётом того, что учёных региональных институтов не пригласили к рассмотрению проекта Минприроды, не стоит рассчитывать на предстоящее их привлечение к выполнению мониторинговых функций. В итоге сложится ситуация, когда амурский осетр и калуга декларативно станут редкими видами, но осуществлять охрану их популяции и контроль над ней будет некому.

Необоснованное изменение статуса рассматриваемых видов рыбы серьёзно навредит репутации страны на международном рынке. У сторонников создания заповедных зон в районах промысла рыбаков появится ещё один аргумент, пусть изначально и необоснованный. Таким образом создастся давление на всю рыболовецкую отрасль. Ещё хуже сложится ситуация на рынке чёрной икры, откуда страна добровольно выйдет без возможности восстановить имеющиеся позиции.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что власти Китайской Народной Республики не собираются запрещать добычу этих видов рыбы. Получится, что по одну сторону границы рыбаки и разводчики останутся без работы, тогда как по другую добыча будет только возрастать из-за снизившейся конкуренции. Попытки повлиять на китайские власти также ни к чему не приведут, так как с той стороны резонно ответят, что оснований для прекращения разведения и добычи нет.

Рыболовство в Дальневосточном округе

Создаётся угроза остановки всего рыболовства в Дальневосточном округе

Не стоит забывать и о случайном попадании осетровых в прилов. Печальные последствия введения непродуманных запретов уже можно было наблюдать в Приморье, когда внесение в Красную книгу отдельных видов бычков привело к полной остановке промысла в заливе Петра Великого. Дело в том, что случайное попадание запрещённых к вылову объектов в сети может обернуться уголовным преследованием по отношению к добросовестному рыбаку и повлиять на это он никак не может.

Поэтому большинство рыболовов было вынуждено вообще остановить вылов рыбы. Подобная угроза возникнет для всего дальневосточного рыболовства, так как амурский осетр и калуга встречаются даже в реках южного Приморья, что уж говорить о регионе их миграции. В прошлый раз своевременная отмена закона спасла рыболовов. Как ситуация сложится с рассматриваемым проектом не знает никто.

Кстати, именно легальные рыбаки являются самыми активными борцами с браконьерством. Ежегодно от них поступают тысячи сообщений о незаконном вылове, которые позволяют правоохранительным органам принять соответствующие меры. Поэтому, выводя большинство рыболовецких хозяйств из легального поля, Минприроды может спровоцировать лавинообразное усиление браконьерской деятельности.

Спасти ситуацию сможет только диалог

Представители науки, рыболовы и большинство защитников животных не видят реальных причин для изменения статуса осетровых. Совершенно непонятно почему было решено разрабатывать законопроект без учёта их позиции, на основании мнения привлечённых экспертов, о специализации которых уже сейчас можно судить критично.

Вылов рыбы

Единственным выходом для отрасли является масштабное обсуждение законопроекта с привлечением всех заинтересованных сторон. Тем более что минсельхоз и Росрыболовство много лет назад наладило успешную практику обсуждения спорных ситуаций. Почему к ней не прибегает руководство МПР непонятно.

Оцените статью
FoodbayBlog: онлайн-журнал о пищевой индустрии, сельскохозяйственной промышленности, производстве продуктов и оборудования
Добавить комментарий
X