• ← Торговая площадка 💰
  • Мы в Telegram

Как пандемия COVID-19 отразилась на инвестициях в пищевую отрасль

Финансы

Руководители венчурных фирм и финансовых организаций заявляют, что, хотя по большей части их стратегии остаются неизменной, в нынешних условиях приходится ставить более определенные цели. И в этом помогает, прежде всего, тщательный выбор компаний-СПАКов.

На сегодняшний день в продовольственном секторе имеется немало передовых технологий – как используемых сегодня, так и еще находящихся в разработке, – которые выглядят по-настоящему захватывающими и перспективными. Однако лабораторное мясо на клеточной основе, компостируемый пластик, «умные» теплицы и мясные альтернативы, изготавливаемые из все более оригинальных видов сырья, с точки зрения инвестиционного капитала не совсем соответствуют целям некоторых крупных игроков в сфере технологий и здравоохранения.

 «Я думаю, что во многих вопросах мы недостаточно капитализированы», – говорит Санджив Кришнан, управляющий директор S2G Ventures, отвечающий в том числе и за инвестиционную деятельность. – «Я имею в виду, что в некоторых случаях не хватает шумихи, внимания. А они существенно влияют на инвестиционную привлекательность того или иного решения».

Несмотря на отсутствие ажиотажа в настоящее время, в масштабную продовольственную экосистему сегодня поступает много инвестиционных денег, и многие стартапы и проекты работают над улучшением жизненно этой важной отрасли. Кришнан и несколько других представителей сферы пищевых инвестиций говорили о текущем состоянии инвестклимата, о вопросах финансирования и компаниях, заинтересованных в привлечении новых капиталов, на прошедшей недавно виртуальной конференции Future Food-Tech.

Несмотря на то, что пандемия COVID-19 привела к значительным сбоям и изменениям в мировом бизнесе в целом, несколько инвесторов-участников конференции заявили, что за последний год в их общей инвестиционной стратегии не произошло никаких серьезных изменений. Рахул Рэй, директор Tyson Ventures, сказал, что, вкладываясь в одну цель, они сразу же начинают искать следующую, еще более масштабную, которая «…способна вырасти и изменить сегодняшнюю продовольственную систему». Вдобавок ко всему этому среди инвесторов отмечается явный высокий интерес к новым белкам, технологиям и вопросам устойчивости.

И, конечно же, сказал Рэй, он и его команда всегда ищут хороших партнеров для реализации инициатив в Tyson. Венчурное подразделение гиганта мясной индустрии недавно инвестировало внушительный капитал в Iterate Labs. Это компания производит портативные датчики движения, которые помогают анализировать действия рабочих на предприятии и повышать общую безопасность деятельности. Рэй сказал, что бизнес-подразделения Тайсона получили хорошие отзывы о технологии, что побудило венчурное подразделение вложить деньги в компанию, пока еще находящуюся на довольно раннем этапе своего развития.

Рэй сказал, что он изучил около 1400 компаний на предмет перспективности инвестирования в них. «Мы ищем технологии, которые помогут нам достичь большего, вывести пищевую индустрию на новый уровень. И практически все из наших инвестиций отражают эту философию», – сказал Рэй.

Али Морроу, директор Astanor Ventures, сказал, что прошедший год был скорее подтверждением инвестиционной стратегии компании. «Людей все больше волнует то, откуда к ним поступает еда. Им нужны более надежные источники еды. Им нужна пища, которая будет поддерживать их здоровье и благополучие в целом», – сказал Морроу. – «У нас есть понимание хрупкости продовольственной системы, и ее обусловливают все те моменты, на которых были основаны наша фирма и наша инвестиционная стратегия. То есть наша деятельность – это своего рода увеличительное стекло, позволяющая более детально понять всю специфику работы пищевой отрасли».

Морроу отметил также, что внимание Astanor Ventures постоянно перемещается все выше по цепочке поставок к источникам продуктов питания, а не к компаниям в производственном бизнесе. Некоторые из них разрабатывают и продвигают инновационные и даже эксклюзивные технологии, помогающие производить более совершенные продукты питания на ферме. По его словам, «Астанор» заинтересована и во «втором поколении» производителей продуктов на растительной основе – в компаниях, которые выходят за рамки простых попыток заменить продукты животного происхождения растительными продуктами и пытаются найти новые ингредиенты и процессы, более эффективные с точки зрения устойчивости и полезности. Также в авангарде интересов Astanor Ventures находятся компании, работающие над получением новых функциональных жиров, а также проекты, занимающиеся регенерацией мирового океана и повышением устойчивостью всей продовольственной системы.

S2G Ventures, активно инвестирующая в сельскохозяйственные технологии, пищевые производства и технологии цепочек поставок, также уделяет особое внимание выявлению и закрытию пробелов в своем портфеле. Санджив Кришнан сказал, что его компания очень заинтересована в новых решениях для цепочки поставок, а также в продвижении жиров растительного происхождения. Она также инвестирует в робототехнику – это вклад в реализацию концепций следующего поколения, таких как вертикальное сельское хозяйство. «В каждой из суботраслей мы как бы нащупываем разногласия и комплекс проблем, которые мы хотели бы решить с поддержкой финансируемых нами предпринимателей и стартапов», – сказал Кришнан.

По его словам, сегодня много средств направляется «вверх по течению». Это может быть результатом того, что инвесторы из крупных финансовых компаний, производителей продуктов питания и ингредиентов, а также частные лица разочарованы отсутствием прогресса в вопросах пищевых отходов, устойчивости, земле- и водопользования, а также слабым прогрессом в отрасли полезных продуктов. Для решения таких проблем, по мнению Кришнана, могут использоваться различные подходы. Это в том числе и привлечение большего числа источников финансирования.

В то время как венчурные и инвестиционные фирмы сегодня обеспечивают пищевой бизнес значительной частью денежных вливаний, самым популярным новым способом привлечения финансирования являются специализированные компании по сбору средств, или SPAC-фирмы. Эти организации создаются специально для того, чтобы слиться с другой компанией и выйти на биржу в обход IPO. По сути СПАКи – это популярный финансовый инструмент, открывающий фондовый рынок для широкого спектра предприятий. В частности, возрождение американского бренда Hostess в 2016 году произошло как раз благодаря слиянию со SPAC-компанией. Из свежих примеров успешного применения такого подхода можно назвать дебюты на бирже таких компаний, как Utz, Stryve Foods, AppHarvest. Тем временем другие компании, связанные с пищевыми продуктами, например, Post Holdings и HumanCo, создают свои собственные СПАКи.

По словам Санджива Кришнана, SPAC – далеко не новый способ сбора денег для компаний. И он действительно помогает быстро получить финансирование таким предприятиям, которым для старта нужно много специализированного оборудования. Это, в частности, компании в сфере домашнего сельского хозяйства, производители продуктов питания на клеточной основе.

Эрик Окен, председатель международного инвестиционного банка JP Morgan, сказал, что, хотя сам феномен SPAC становится модным, он дает тот же конечный результат, что и более традиционное IPO. «Мы не должны обманывать себя. Рынок SPAC – это не какой-нибудь крутой ночной клуб в центре города, где мы можем делать все виды странностей, которые нельзя делать на публичных рынках», – сказал Окен. – «Вы собираетесь стать публичной компанией. В конечном итоге вам придется составлять публичную отчетность – собирать цифры, иметь реальную и стабильную базу инвесторов. Поэтому я уверен, что привлечение финансирования через SPAK будет удобным инструментом только для правильных компаний с правильным профилем, которые без особых проблем могли бы выйти и на IPO».

Hand holding light bulb against nature on green leaf with icons energy sources for renewable, sustainable development. Ecology concept. Elements of this image furnished by NASA.

По словам Окена, использование СПАКов компаниями, которые действительно отлично знают пищевую промышленность, даст им возможность стать еще более мощным объектом притяжения капитала и обеспечат бизнесу прочную позицию. И вместе с известными пищевыми производителями они могут стать следующим инструментом, с помощью которого представители BigFood-сегмента будут пытаться отстроиться от конкурентов. Другими словами, успешное использование SPAK с большой вероятностью может завершиться покупкой компании тем или иным гигантом продовольственного сектора.

В целом же, по словам Окена, сейчас можно точно говорить о том, что время быстрых и полных выкупов отдельных брендов уже прошло: «Уже лет 10 назад такие гранды пищевой отрасли, как Tyson и General Mills предпочитали не тратить 15-кратные выручки на покупку более мелких брендов, а по возможности использовать в них свои венчурные подразделения. Это давало им возможность не только контролировать ситуацию в финансируемой компании и отрасли в целом, но и оперативно получать ценную бизнес-информацию и доступ к самым интересным инновациям».

Оцените статью
FoodbayBlog: онлайн-журнал о пищевой индустрии, сельскохозяйственной промышленности, производстве продуктов и оборудования
Добавить комментарий
  1. Konstantin

    Пищевая промышленность всегда была, есть и останется привлекательной для инвесторов, потому что человеку постоянно нужна еда. Продукты неуклонно дорожают, только за последний год на фоне пандемии коронавируса был зафиксирован значительный рост цен на продовольствие, причем во всем мире. Это говорит о многом.

  2. 1amDiana

    В пищевую промышленность инвестировать можно всегда. Продукты ведь нужны всем в любом случае.

  3. ERIK ERIK

    Не думаю, что пандемия как-то сильно повлияла на инвестиции в пищевой промышленности. Еда это одна из вечных ценностей и в той или иной форме в нее всегда будут вкладывать.

X